Библиотека

Фриц Айзенхофер

Габи Лингке поделилась с нами коротким документальным фильмом об архитекторе Фрице Айзенхофере, который спроектировал и построил футуристический защищенный землёй купол в Пека Пека, Аотеароа, Новая Зеландия.

«Моя цель состояла в том, чтобы создать энергоэффективную среду для жизни и структуру, не влияющую на ландшафт. Участок, граничащий с пляжем Пека Пека, был рассмотрен Трибуналом Планирования Национального Значения. Поэтому было рекомендовано, чтобы городское развитие этой чувствительной прибрежной среды охватывалось специальным постановлением о зонировании, чтобы обеспечить сохранение его естественного характера путем защиты большей части растительного покрова над передними дюнами и обеспечения того, чтобы пользователи пляжей визуально не были в курсе, что происходит внутри.

Климатические условия вряд ли оправдают земное укрытие, но добавление всех аспектов, сокращение затрат на техническое обслуживание, энергосбережение, предпочтение к использованию постоянных строительных материалов и, что самое важное, экологическое соображение сделали его целесообразным. Песок на этом прибрежном участке является основным состоянием грунта.

Было важно, чтобы в доме сохранялось ощущение пространства, стиля жизни, отличного от нормы, а также создание среды в тесной взаимосвязи с землей, растениями и водой, и получение почти постоянных температур днем ​​и ночью, в любое время года. Это достигалось без обычной выработки энергии для отопления и охлаждения, здесь земное укрытие с эффектом маховика в сочетании с солнечной энергией оказалось решением проблемы.

Полусферический купол был очевидным ответом. Мы жили в этой среде с 1991 года, и купол выполнил свою функцию лучше, чем ожидалось».

источник: archdaily.com/126746/video-a-dome-in-peka-peka-fritz-eisenhofer

Sue Hoffart, Paul McCredie / NZ House and Garden, № 2 2012 / New Zealand

В свои 85 лет, новозеландский архитектор Фриц Айзенхофер (Fritz Eisenhofer) без труда спускается и поднимается по ступенькам, чтобы закончить с укладкой плитки и завершить своё новое масштабное творение. Изящное белое жилище расположилось на вершине песчаных дюн, вдоль куполообразного, укрытого слоем земли строения, в которое Фритц и его жена Хелен переехали 20 лет назад.

Купол скрыт растительностью и смотрится как естественная вздымающаяся дюна. Этот дом должен был стать последним пристанищем семейной пары, где Фриц планировал жить после выхода на пенсию, но, до сих пор хозяин дома не нашел в себе силы отложить в сторону рабочие инструменты. Свежие чертежи лежат на чертежной доске на верхнем этаже дома, а его руки, покрытые мозолями, огрубели от лепки, рисования, работы с песком и строительными растворами.

источник: gardener.ru/library/translation/page3496.php

Новый энергосберегающий дизайн сочетает в конструкциях гипс и полистирол, вмещает бассейн, куполообразный гараж и ступени, выложенные самим хозяином дома. Как говорит Фритц: «Было быстрее сделать это самому, чем объяснять другим людям, что я от них хочу».

Извилистый пандус соединяет нижний и верхний уровни дома-купола, а подвесной потолок с панелями в форме пчелиных сот, частично отделан полистиролом, чтобы сократить шум в жилых помещениях свободной планировки. Свет беспрепятственно проникает в мастерскую и падает на чертежную доску. А из спальни хозяина отрывается чарующий вид на море и закат.
Из столовой виден бассейн и сад, а вдалеке — пляж и море. За большим круглым столом могут разместиться до 12 человек. Ткань на стульях периодически меняется, в зависимости от настроения и времени года. На кухне много свободного места и богатое разнообразие скамеек, а также легкие и удобные шкафчики.

Хелен внесла свою лепту в процесс создания дома. Она возила цемент и песок при закладке их первого дома, а сейчас ей больше нравится заботиться о его внутреннем убранстве:

Возможно, я единственная, кто жаждет цвета. Если доверить всё Фрицу, все вещи здесь останутся по-прежнему нейтральными. Но, если фундамент заложен, вы можете добавить цвета с помощью живописи или элементов мебели и декора, которые видоизменят интерьер без особых финансовых вложений.

Хелен Айзенхофер

Мне кажется, цвет дарит особый шарм дому и придает ему индивидуальности. У нас много времени отнимают обсуждения, но работа по дому — всегда совместное творчество.

Говоря так, Хелен погружается в воспоминания. В 18 лет она, бывшая Мисс Новая Зеландия, повстречала талантливого европейского архитектора Фритца Айзенхофера, который перебрался из мрачной послевоенной Вены в Titahi Bay (Новая Зеландия), где присоединился к своим соотечественникам, строящим недорогие блочные дома, типичные для его родины.

Их встреча — заслуга сестры Хелен. На тот момент родители Хелен держали кондитерский магазин, куда часто захаживал вечерами Фриц и его коллеги. «Мои родители варили лучший в Веллингтоне свежий кофе. Молодые люди уговорили мою маму купить кофемолку. Это было просто чудо — молотые зерна для свежесваренного кофе вместо скверного его подобия, которое предлагалось в те дни в городе». Хелен была очарована молодым экстравагантным человеком, который строил красивые дома. Он открыл ей мир оперы и смаковал новый странный ингредиент под названием чеснок. Она тем временем показывала ему потаенные бухты вдоль скалистого побережья и водила его на танцы в веллингтонское кабаре Majestic.

Десятилетиями своей работы в качестве архитектора, Фриц Айзенхофер расширял привычные границы представлений об интерьерном и ландшафтном дизайне. Его работы привлекали внимание, прежде всего, своей необычностью. Например, в начале 1970-х гг., когда были популярны маленькие функциональные ванные комнаты, он установил в своей спальной комнате интересную по форме ванну из стеклопластика, смотрящую на набережную в центре Веллингтона (столица Новой Зеландии).

Окна новой спальни смотрят на пляж Kapiti. Раздвижные стеклянные двери выходят в приватную зону со скульптурой, горшками и плиткой в виде гальки.

Ты не свободен в своих действиях и стремлениях, не принадлежишь самому себе, когда работаешь с заказчиком. Если ты строишь дома для других людей, ты заранее согласовываешь материалы, и они получаются обычно более дорогими. Ты не несешь никаких рисков. Нет возможности поэкспериментировать с материалом или изменить концепцию. Когда я делаю что-то для себя, я хочу всегда попробовать то, чего прежде не делал.

Фриц Айзенхофер

Так родилось желание самостоятельно построить дом. Кроме того, Фрицу нравится идея поддержания хорошей физической формы, справляясь собственноручно с непростыми задачами и не оплачивая при этом чужой труд. Он также уделяет много внимания минимизации и утилизации строительных отходов, и попробует использовать менее затратные материалы и методы.

Дом, выходящий окнами на пляж Peka Peka, вписался в ландшафт побережья Kapitii будто дом хоббитов из рассказов Толкиена, частично скрытый зеленью и обеспечивающей максимальную энергоэффективность. Зимой субтропическая растительность в помещении, обогреваемом энергией солнца, подпитывается конденсатом, который собирается на стеклянных стенах. Таким образом, в этом своеобразном зимнем саду регулируется влажность. Цветы так привольно себя здесь чувствуют, что Фритцу пришлось построить специальное приспособление, чтобы можно было подрезать своенравные побеги. Пальма была укорочена, когда достигла высоты потолка 9 м.

Стеклянная стена с северной стороны дома пропускает свет и солнечные лучи в дом. «Нам необходимо значительное количество света для того, чтобы растения в доме могли хорошо развиваться», — говорит Хелен, — «И, кроме того, солнечное тепло нагревает бассейн. В новом доме ощущается более свободный поток энергии между внутренним содержанием и внешним окружением. Труба, которая планировалась для барбекю, сейчас выполняет чисто декоративную функцию. Нам было важно сохранить здоровую, гибкую и подвижную среду.

Фриц сам спроектировал мебель под стены на верхнем этаже, где размещаются гости. Не только в доме появились предметы, сделанные его руками, скульптуры в диких прибрежных садах — тоже его творения. Один из арт-объектов в виде человеческого лица когда-то был просто неприглядным бетонным шаром, выбросить который не поднималась рука».

Хелен доставляет большое удовольствие окунаться в бассейн, особенно летом, а Фриц любит плавать каждое утро, даже зимой. «Это меня пробуждает, и я снова полон сил и жизненной энергии». За стеной гостиной спрятан теплонакопитель, на стенах — картины любимых художников Фрица, привезенные им с Бали, а также декор работы индонезийских умельцев. Бали Хайзенхоферы открыли для себя в 1974 году, задолго до того, как этот райский остров стал привлекательным туристическим местом, и это оказало значительное влияние на внутреннее убранство их нового жилища.

Прошлой зимой, на годовщину совместной жизни супругов, с Бали пришел целый контейнер с предметами интерьера. «Когда мы первый раз приехали туда, дорог почти не было, практически не попадались ни мотоциклисты, ни навязчивые торговцы, кругом были только рисовые поля. Это выглядело так красиво, что даже наворачивались слезы». Хелен говорит, что они до сих пор по-прежнему очарованы балийцами и их внутренним душевным состоянием, а Фриц обожает индонезийскую архитектуру.

Сейчас Айзенхоферы продолжают жить в старом, куполообразном доме, а новый они сдают приезжающим на отдых. Они также надеются, что их будут навещать родственники: сын Михаэль, который живет в Германии и который помогал строить новый дом, а также дочь Диана, владелица арт-галереи и дизайнер одежды.

Проект близится к завершению и Фриц надеется, что в скором времени ему наконец удастся насладится долгими приятными выходными. Хелен знает наверняка, что она будет радоваться новому проекту каждую минуту.

(Visited 148 times, 1 visits today)
Метки: , Обновление: 04.05.2020
  BIOTOP  2020
Close