История

Музей экологии «Биосфера» (Монреаль, 1967)

Инновация геодезической конструкции заключалась в том, что пропорционально увеличению размера здания увеличивалась несущая способность каркаса и сокращались расходы на постройку. Этот принцип в полной мере мог быть продемонстрирован только на сооружениях большого диаметра, что удалось достичь Бакминстеру Фуллеру в проекте «Биосфера» — купольном павильоне, собранном для экспозиции США на международной выставке в Монреале в 1967 году.

В мировоззрении Бакминстера Фуллера архитекторы всегда пользовались высшей значимостью. Для него только архитекторы были способны понимать и переходить к сложным взаимосвязям общества, технологий и окружающей среды с точки зрения всеобъемлющей парадигмы теории систем. Архитектура в этой модели должна была существовать в тесном контакте с человечеством и природой, играя важнейшую роль в повышении уровня человечества и содействии его ответственному управлению окружающей средой.

ArchDaily, 2014

Именно из такого социального и философского контекста Фуллер задумывал свой дизайн для «Биосферы». Его захваченность особым типом структуры геодезического купола вытекала из его интересов в материальной эффективности, целостности и модульности, основных составляющих того, что (он надеялся), станет устойчивым, легко воспроизводимым дизайнерским воздействием.

Павильон 62 метра в высоту, диаметром 70 м, покрывающий примерно 4000 м² площади, был собран из легких, но прочных стальных стержней, и к моменту выставки обшит прозрачной акриловой плёнкой. Внутри сооружения размещались 4 стальные платформы, разделённые на семь этажей, на которых были представлены различные программные элементы выставки. «Биосфера» обладала еще одним рекордным показателем — платформы соединялись самым длинным в то время 37-метровым эскалатором.

Уникальный павильон (напоминающий сферический летающий корабль, элегантно приземлившийся на берегу реки Святого Лаврония среди деревьев), вызывал неподдельный интерес у зрителей со всех стран и оставался открытым для посещения ещё несколько лет после экспозиции, хотя почти все другие экспонаты были разобраны.

Геометрически купол представляет собой икосаэдр, 20-стороннюю форму, образованную пересечением пятиугольников в гексагональную сетку. Однако ясность этой формы затуманивается фрагментацией ее граней, которые подразделяются на ряд равносторонних треугольников с незначительными искажениями, создающими отдельные плоские участки в оболочке.

В результате совокупный состав купола существенно более сферический, чем простые икосаэдры, в то время как меньшие единицы создают ослепительную визуальную сложность благодаря явной повторяемости. Эта структура решетчатого типа полностью создана из трехдюймовых стальных труб, приварена к стыкам и мягко прореживается к верхней части конструкции, чтобы оптимально распределить силы по всей системе.

Как архитектурное достижение, «Биосфера» олицетворяет обещание Фуллера технологии. Благодаря целостному рассмотрению, систематизации и массовому производству, он увидел этот проект в качестве примера того, как архитекторы могли бы использовать и внедрять инструменты инноваций для создания новых видов сверхэффективных машин на благо человечества. Красота чистых геометрий «Биосферы» была эстетическим бонусом, преднамеренным, но подчиненным успеху функционализма и этической направленности.

1976-й стал для «Биосферы» годом испытания на прочность — павильон был охвачен пожаром, после чего уцелел только каркас, который простоял незадействованным почти тридцать лет — тогда повреждённую огнём полимерную плёнку решили не восстанавливать. Однако его нынешняя структурная «нагота», хотя и не запланированная архитектором, создает красивую прозрачность, которая полностью раскрывает изобретательность дизайна конструкции.

В 1990 году, после почти пятнадцати лет забвения, «Биосфера» была приобретена канадским правительством и переориентирована в экологическое выставочное пространство, посвященное охране окружающей среды и устранению источников загрязнения планеты.

Это была достойная дань Фуллеру, который был одним из первых архитекторов, широко использовавших концепцию устойчивого развития. Возрождение «Биосферы» также ознаменовало появление теории устойчивости как перестройки проектной мысли в сторону решения мировых проблем, вторив неустанному возвышению Фуллера профессии архитектора, основанной на служении природе и человечеству.

Кроме того, «Биосфера» давно стала визитной карточкой Канады и одним из архитектурных чудес света. На вершине купола находится смотровая площадка, с которой открывается превосходная панорама на Монреаль. Постоянно действующий внутри музей обеспечивается электрической энергией за счет солнечных батарей, размещенных на поверхности сферы, а экспозиция продолжает знакомить посетителей с хрупкой экосистемой Великих Озёр.

(Visited 149 times, 1 visits today)
Метки: , , Обновление: 22.04.2020
  BIOTOP  2020
Close